Ответы на задания второго тура проекта по литературе
10 класс
- 1)
а) Л. Толстой
б) А. Чехов
в) Ф. Достоевский
2)
а) Базаров, "Отцы и дети" И. Тургенева
б) Ионыч, "Ионыч" А. Чехова
в) Угрюм - Бурчеев, "История одного города" М. Салтыкова-Щедрина.
- а) И.А. Гончаров "Обломов", письмо Обломова Ольге Ильинской.
б) Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание", письмо Лужина матери Раскольникова.
в) Л.Н. Толстой "Война и мир", письмо Марьи Болконской Жюли Куракиной.
- И возле самой коляски на глазах беспомощного и бесплодно кричащего в ужасе
барина, он влез на дерево и повесился на вожжах. Рассказ лег в основу истории
"О Якове верном - холопе примерном" в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить
хорошо".
- Первое стихотворение принадлежит Ф.И. Тютчеву. Обращает на себя внимание
выстроенность вертикали небо - земля/ вечное - временное. Второе стихотворение
- Н.А. Некрасова. Особенно показательны эпитеты и перекличка двух последних
строк со стихотворением "Вчерашний день часу в шестом..."
- Сентиментализм: возможность наслаждаться созерцанием собственной эмоции;
норма не разум, а чувство; ведущий жанр - роман в письмах.
Романтизм: двоемирие; личность, отвергающая общество; ведущий жанр - элегия,
баллада.
Реализм: типизация фактов действительности. ведущий жанр - роман.
Классицизм: обращение к образцам античной литературы как к эталону; строгая
иерархия жанров; ведущий жанр - трагедия.
- Н. Ге: Л. Толстой, Н. Некрасов;
И. Крамской: Л. Толстой, Н. Некрасов;
И. Репин: Л. Толстой;
В. Перов: Ф. Достоевский, А. Островский.
- Пародия представляет собой стихотворение Фета, переписанное без изменений
в обратном порядке - от последней строки к первой. При первом прочтении кажется,
что минаевский текст более связан, чем первый - фетовский. Чем вызвано это
ощущение? Во-первых, зачин у Минаева более традиционен (см. зачины "Пусть...",
"Пускай..."в русской лирике), а у Фета так начинаются всего два стихотворения.
Схема движения в минаевском тексте - "несмотря на движение и звуки - всюду
покой и сон". Следует отметить в минаевском тексте плавность развертывания
образов(постепенно расширяется пространство и одушевляется), синтаксическую
плавность, ритмическое облегчение в конце строфы. Композиция движения - двухвершинная:
первая кульминация - слуховая, в первой строфе, вторая - зрительная, в третьей
строфе. Первая усилена эпитетами "живая трель ярка", вторая ослаблена эпитетом
"небрежно выплывает", так ощущение перехода от движения к покою остается ненарушенным.
У Фета схема движения в тексте прямо противоположна: напряжение нарастает
и достигает предела в последней строфе - и вершина приходится на строчку (самую
тяжелоударную, самую асимметричную) "Как тихо... Каждый звук и шорох слышу
я". Этот контраст интонации напряжения и слов о тишине - сильный прием, которого
не было в минаевском варианте. У Фета свет и звук выступают как знаки темноты
и тишины, своего рода оксюморон. Чувственная окраска образов проступает острей:
1 строфа - зрительные образы, 2 - осязательные, намечаются звуковые, 3 - зрительные
исчезают, господствуют слуховые; в последней строке - синтез всех образов.
Вторая(слуховая) кульминация, ярче первой (зрительной). В минаевском варианте
повторы задвинуты внутрь строфы, а у Фета переклички во всех строфах, кроме
третьей, это подчеркивает ее выделенность. В фетовском варианте композиция
не расширяется, а сужается до точки "я", а затем расширяется уже как пережитое,
это особенность фетовской лирики, то есть признак, заставляющий ощущать первый
текст как характерно фетовский, а второй - как нейтральный. Текст может быть
назван ПАЛИНДРОМОНОМ, так как допускает чтение (одинаковое (различное по смыслу)
от начала к концу и наоборот). Текст Фета - Минаева можно определить как стиховой,
строчный палиндром(он).
- Мать А.С. Грибоедова долгое время жила в селе Пружинино, там же находился
и архив семьи, который до сих пор не найден.
Среди знакомых ярославцев А.С. Пушкина А.И. Одоевский, автор ответа на знаменитое
"Во глубине сибирских руд...", владел имением в Любимском уезде, В. Зубков,
участник восстания 1825 года, Н.М. Коншин, ставший директором Ярославского
Демидовского лицея благодаря хлопотам Пушкина, П. Свиньин, привлекший к изданию
"Отечественных записок" Белинского и открывший в Петербурге "Русский музеум".
Среди адресатов Пушкина крестьянин с. Ваулово Егор Семенов.
В произведениях Пушкина упоминаются ярославцы А.И. Репнин ("Полтава"), центром
обширных владений Троекурова было с. Бурмакино ("Дубровский").
Н.А. Островский дважды побывал в Ярославле, второй раз в составе экспедиции
по обследованию Волги. В Ярославле на пароходе общества "Польза" Островский
читал "Доходное место".
Прототипом Андрея Болконского в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого стал ярославец
Н.А. Тучков, а местом пребывания раненого Андрея Болконского дом купца Бронникова,
ныне Волжская наб.,7. Кроме того Л.Н. Толстой вел активную переписку с Н.А.
Морозовым и др.
М.Е. Салтыков-Щедрин жил в Заозерье (провел детство в Пошехонье, написав по
впечатлениям позже "Пошехонскую старину" ), приезжал в Ростов, Углич, Ярославль.
- 1) Шекспир - Островский - Римский-Корсаков. Островский переводил Шекспира,
а Римский-Корсаков написал оперу "Снегурочка".
2) Шекспир - Лесков - Толстой. Шекспировские аллюзии присутствуют в названии
повести "Леди Макбет Мценского уезда", Лесков был близок нравственно-философским
исканиям Толстого 80-90гг.
3) Салтыков - Щедрин - Петрашевский - Достоевский. Салтыков-Щедрин, как и
Достоевский посещал кружок Петрашевского, увлекшись идеями справедливого социального
жизнестроительства.
4)Толстой - Чехов - Немирович-Данченко, Станиславский. В 1895 году состоялось
личное знакомство Толстого и Чехова, хотя Чехов критически относиля к идее
учительства в литературе, впервые пьесы Чехова были поставлены в МХТ Немировичем-Данченко
и Станиславским.
Примечание: Третий член цепочки может быть произвольным, данные ответы
- лишь один из многих вариантов.
- 1) б; 2) а.
|