"Лесопарк - SOS"
Школа N8 г.Усть-Илимска Иркутской области
Авторы: кружок "Экология лесопарка", руководитель Аюпова С. Д.
Наш замечательный город Усть-Илимск "вырос" в сибирской тайге. Архитекторы и его строители среди возведённых многоэтажек оставили "островки" дикой природы - лесопарки. Объектом нашей тревоги стал лесопарк 4 микрорайона, окружённый центральным продовольственным рынком, детскими садами, жилыми домами и школой N 8, в которой мы учимся.
Актуальность проекта.
В лесопарке растут ель, пихта, лиственница, сосны, в том числе и вид сибирская сосна, которую ещё называют сибирским кедром и которая знаменита своими кедровыми орешками. Было время, когда в лесопарке жили белки, и ёщё несколько лет назад можно было за ними понаблю-дать и даже покормить. Но, к сожалению, ситуация меняется к худшему: буреет хвоя, усыхают молодые деревца, неустойчивыми и опасными становятся могучие исполины тайги сосны, ели и лиственницы(см. фотографии в приложении). Исчезают лесные травы, мох, на их месте появляются луговые растения, а на отдельных участках их заменили самые жизнеспособные: подорожник, лапчатка, одуванчик Среди птиц стали преобладать синантропные виды: городской воробей, голуби, синицы.
Проблема: ухудшение экологического состояния лесопарка, способное привести природный комплекс к гибели.
Причинами являются:
- механическое повреждение деревьев;
- пожоги сухих листьев и травы;
- выгул собак;
- распитие спиртных напитков компаниями взрослых;
- загрязнение территории лесопарка бытовым мусором;
- протаптывание тропинок.
Как следствие перечисленных факторов антропогенного воздействия на лесопарк - это уплотнение почвы со всеми вытекающими последствиями (см. приложение).
Цель: привлечь внимание различных категорий жителей микрорайона: взрослого населения, школьников, детей старшего дошкольного возраста, владельцев собак, а также администрации и городских служб коммунального хозяйства к экологической проблеме лесопарка для его сохранения.
Задачи: 1. разработать и применить эффективные способы привлечения внимания общественности к проблеме лесопарка, рассчитанные на разные категории городского населения;
2. овладеть навыками работы с общественностью
Способы рекламирования.
- Использование фотографий, демонстрирующих бедственное положение лесопарка и бездумное, варварское к нему отношение людей для опубликования в средствах массовой информации, оформления в школе стенда "Лесопарк - SOS", предназначенного для учащихся и их родителей.
- Информирование о последствиях влияния жителей микрорайона на лесопарк с помощью листовок, учитывая тип аудитории, для которой они предназначены и способы их распространения: через почтовые ящики, рекламные щиты на остановках, городскую периодическую печать, распространение на мероприятиях, улицах и рынке, среди отдыхающих в парке (см. приложение)
- Изучение общественного мнения по теме "Сохраним ли мы лесопарки в нашем городе?" путём социологического опроса (анкету см. в приложении) и организация дискуссии на страницах городских газет.
- Выступление агитбригады "Лесопарк - SOS" перед школьниками и родителями на класс-ных часах, линейках, родительских собраниях.
- Подготовка сюжета о лесопарке для передачи детского и юношеского телевидения "Там - Сям" Илимского регионального телевидения.
- Выпуск информационного бюллетеня "О лесопарке цифрами и фактами", предназначенного помимо жителей микрорайона для администрации и городских служб коммунального хозяйства. Для этого кружковцами в июне планируется провести исследования состояния экосистемы лесопарка по образовательной программе полевого практикума "Экология лесопарка", составленной руководителем Аюповой С. Д.
- Представление данного проекта с разработанными материалами в комитет по охране окружающей среды при Администрации города для оказания помощи в его финансировании городским экологическим фондом, поиск спонсоров среди предпринимателей города.
Критерии результативности проекта.
- конкретные результаты работы: количество листовок и охват ими разных категорий населения; количество публикаций в средствах массовой информации и наличие откликов; количество выступлений агитбригады и др.
- проведение экологических акций по восстановлению растений, санитарной очистке и благоустройству территории лесопарка школьниками с участием жителей микрорайона;
- проведение работ коммунальной службой города по завозу земли и санитарной рубке деревьев;
- оказание финансовой помощи в реализации проекта городским экологическим фондом и спонсорами.
Мы предлагаем участникам проекта "Экожурнал" поработать над созданием собственного проекта рекламы бережного отношения к окружающей среде и обсуждении его с другими участниками проекта.
Приложение 1. Листовка "ЛЕСОПАРКУ - ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ!"
Кружок Экология лесопарка" шк. 8
ЛЕСОПАРК НУЖДАЕТСЯ В НАШЕМ
БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ!
ВЫ ПОМОЖЕТЕ СОХРАНИТЬ ЛЕСОПАРК, ЕСЛИ...
- БУДЕТЕ ХОДИТЬ ПО АСФАЛЬТИРОВАННЫМ ДОРОЖКАМ. На протоптанных тропинках почва так уплотняется, что становится столь же плотной, как асфальт и бетон.
- ОТДЫХАЯ, НЕ ОСТАВИТЕ ПОСЛЕ СЕБЯ МУСОРНУЮ СВАЛКУ. МУСОР - ЭТО НЕПРИЛИЧНО!
- БУДЕТЕ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РАСТУЩИМ В ЛЕСОПАРКЕ РАСТЕНИЯМ. Раны на стволе дерева - "дверь" для проникновения и размножения множества вредителей, микроорганизмов и паразитических грибов.
- НЕ ОСТАНЕТЕСЬ РАВНОДУШНЫМИ К ПОДЖОГАМ ЛИСТЬЕВ И СУХОЙ ТРАВЫ.
- ПОЗАБОТИТЕСЬ О ПТИЦАХ: ПОМОЖЕТЕ ИМ ПЕРЕЗИМОВАТЬ И СОЗДАДИТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЫВЕДЕНИЯ ПОТОМСТВА. Питаясь семенами и плодами растений, птицы содействуют их расселению. Поедая насекомых-вредителей, они защищают от них растения.
ЛЕСОПАРКУ - ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ!
Приложение 2. Листовка "То, что нами не создано,
не должно быть нами разрушено".
-
А знаете ли вы, что одно крупное дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности фотосинтез снижается в 10 раз и поэтому каждому городскому жителю надо уже не одно, а 10 деревьев. Вот почему мы нуждаемся в парках и скверах.
- Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустыню. Помните, на протоптанных в лесопарках, на газонах тропинках почва так уплотняется, что становится столь же плотной, как асфальт и бетон.
-
Знайте, почва - большой многоэтажный дом с разнообразными жильцами: бактериями, простейшими, микроскопическими грибами, червями, насекомыми и др. Все они создают благоприятные условия для развития растений. Поэтому старайтесь ходить по асфальтированным дорожкам.
- Запомните, у деревьев при уплотнении почвы ломаются и сохнут тонкие и мелкие корешки, находящиеся в верхнем почвенном горизонте, а именно они являются главными поставщиками влаги и питательных веществ для дерева. Ухудшение питания деревьев ослабляет и задерживает их рост и развитие, приводит к отмиранию листвы (хвои) и, как следствие, к преждевременной их гибели.
- Не забывайте, что раны на стволе дерева - "двери" для проникновения и размножения множества вредителей и болезнетворных организмов, паразитических грибов.
-
Берегите птиц! Подкармливайте их зимой, весной развешивайте искусственные домики - скворечники, не разоряйте птичьи гнёзда, не трогайте птенцов, не создавайте лишнего шума. Не будьте равнодушны к их варварскому истреблению. Многообразие видов птиц в парке - показатель экологического благополучия. Питаясь семенами и плодами растений, птицы содействуют их расселению. Поедая насекомых-вредителей, они являются защитниками растений.
В наших силах сделать так, чтобы "островки" дикой природы, сохранённые для нас строителями города, радовали ещё не оно поколение жителей Усть-Илимска. Кружок "Экология лесопарка" школы 8
Приложение 3.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Проблема: ухудшение экологического состояния лесопарка, способное привести
природный комплекс к гибели.
Цель опроса: привлечь внимание населения микрорайона к проблемам лесопарка.
Тема: Сохраним ли мы лесопарки в городе?
Формы проведения: анкетирование, устный опрос на улице, в лесопарке.
Респонденты (опрашиваемые): учащиеся 1 - 11 классов и педагоги школы № 8, т. к. школа распо-лагается рядом с лесопарком и через него для многих пролегает путь до школы; взрослое населе-ние, проходящее через лесопарк от рынка и др. учреждений до жилых домов и в обратном направ-лении; мамы с детьми дошкольного возраста и другие люди, использующие лесопарк для прогу-лок и отдыха; владельцы собак, выгуливающие своих питомцев в лесопарке.
Тип анкеты: анонимная, смешанная, очная.
Анкета.
Выясняются следующие данные о респонденте: является ли жителем 4 микрорайона, воз-раст, род занятий.
- Как Вы считаете, какое значение имеет лесопарк для жителей микрорайона?
- Как Вы оцениваете его состояние?
- хорошее;
- удовлетворительное;
- неудовлетворительное;
- крайне неудовлетворительное.
- Что Вас не устраивает в лесопарке?
- Можно ли изменить ситуацию в сторону улучшения?
- да;
- нет;
- не знаю;
- мне безразлично.
- Какие меры, по вашему мнению, помогут улучшить состояние лесопарка?
- Что можете сделать лично Вы для сохранения этого природного комплекса в городе?
Для устного опроса использовать вопросы 2, 3, 4, 6.
АДРЕСА ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОЕКТА:
150000, г.Ярославль, ЦОС, а/я 1063, Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, "Экожурнал" Телефон: 32-88-91, 30-29-62
Координатор - Завьялова Лариса Михайловна: zlm@dlc.edu.yar.ru
|